О необходимости диверсификации экспорта молочных продуктов власти говорят на протяжении нескольких лет, в течение которых Беларусь стала одним из крупнейших поставщиков «молочки» на российский рынок. Вот и сейчас, во время V Экспортного форума "Беларусь молочная", Министерство сельского хозяйства и продовольствия Беларуси в лице начальника главного управления ВЭД Алексея Богданова рекомендует молочным предприятиям «активизировать работу по диверсификации экспорта».

Интересно то, что медленно, со скрипом, но диверсификация и так происходит!  Слишком большая в экспорте «молочки» доля российского рынка сокращается — с 95% в 2014 году до 78% в 2018 году. 
Проблема только в том, что при этом экспортная выручка от российского рынка продолжает падать.

В 2018 году  она составила 1,6 млрд долларов (2014: 2,2 млрд долларов). Хотя экспорт в страны СНГ (без РФ) вырос в 2018 г благодаря Казахстану на 98,2% до 327 млн долл, это только 16% от экспортной выручки за «молочку», которые компенсировать падение продаж на российском рынке не смогут.

Начало 2019 года также ничего хорошего не предвещает, Россельхознадзор об этом уже позаботился. За два месяца текущего года в Россию недопоставлено 1,7 тыс. тонн сухого обезжиренного молока, 4 тыс. тонн сухого цельного молока, почти 1,5 тыс. тонн концентрированного молока, 1,7 тыс. тонн масла, 32 тыс. тонн прочей молочной продукции в пересчете на молоко.

Диверсификация – дело, конечно, хорошее. Можно и необходимо, конечно, потратить время и деньги на модернизацию белорусских молокозаводов. Но не только, чтобы они могли поставлять лучшее качество на рынок Евросоюза. Тем более, что кто их туда пустит — там и своих (пере-) производителей много, а маленькая Беларусь и так является одним из самых крупнейших экспортеров молочной продукции в мире.

Если хочется не только диверсифицировать экспорт, но и сохранить и увеличить объемы экспортной выручки, заменить крупнейший в СНГ российский рынок просто нечем. Так что улучшать качество «молочки» для российского рынка также необходимо. Иначе белорусские производители запросто могут его потерять — из-за всяких противогрибковых препаратов и прочих нехороших добавок. И тогда случится идеальная диверсификация рынков сбыта — при нулевых продажах, отмечает ТГ-канал "Трыкатаж" .

Источник: iarex.ru


Добавить комментарий