By : admin

31 января на сцене Александринского театра пройдёт авторский вечер Эдварда Радзинского «Сталин И. В. – режиссер и драматург». Историк и писатель не любит рассказывать о программе мероприятия накануне. Но всё же поделился тем, как он заставил себя полюбить Сталина и почему нам так важно понять великую пьесу диктатора.

Эдвард Станиславович просит журналистов не задавать слишком много вопросов о личности Сталина и своём собственном отношении к нему. Он планирует рассказать это зрителям на авторском вечере, который состоится 31 января в Александринском театре. Но завесу тайны историку и драматургу всё же пришлось приоткрыть. Свои выступления он никогда не проговаривает заранее, для Эдварда Станиславовича очень важно чувствовать настрой аудитории.

«Для меня это будет путешествие в «незнаемое». Что почувствую, то и расскажу. Мне придётся рассказать очень грустную историю. Но без её знания невозможно понять настоящее время. Я постараюсь рассказать о самом загадочном времени, о терроре. О поведении жертв, о тех, кто был этими жертвами», — говорит драматург и историк.

Авторский вечер Радзинского под названием «Сталин И. В. – режиссер и драматург» с премьерой Валерия Фокина «Рождение Сталина» (которая пройдет на сцене Александринского театра 22 февраля) имеет мало схожего, хоть они оба и объединены темой фигуры вождя. Радзинский отметил, что выходить на сцену Александринского театра для него очень почётно. 

«Связь театральная с вашим городом у меня необыкновенная. Выходить на сцену Александринского театра это что-то потрясающее. Быть там, где был Чехов, Гоголь… Это невероятное ощущение», – сказал драматург.

Изучением личности Сталина Эдвард Радзинский занимается уже двадцать лет. Как он сам шутит, может не просто цитировать Иосифа Виссарионовича, но и разговаривать на его манер. Радзинский выдвинул собственную теорию о смерти вождя и не сомневается, это было убийство. Эдвард Станиславович первый, и, как он утверждает, единственный, кто взял интервью у личного охранника Сталина о том дне. Но разговор на встрече пойдёт не о смерти, а о нескольких смертях Сталина. 

«Сначала родился Иосиф Джугашвили, и он умер. Потом был Коба, и он умер. Потом родился Сталин…», — объясняет историк.

Почему фигура Сталина именно сейчас стала вызывать столько толков и мнений, один из первых вопросов, который задали журналисты Эдварду Станиславовичу. 

«Это удивительный образ усатого человека, которого все боялись. Человек, который сказал: «Жить стало легче и веселее», в то время, когда вся страна ютилась в коммунальных квартирах. Его любимый царь был Иван Грозный. Архивы терялись и у нас уже забылось то имя, которым его называли. Постепенно слово «Мучитель» ушло, осталось красивое слово «Грозный». Остались подвиги в его великих сражениях и победах.  Но история памятливее людей. Конечно, можно ставить памятники Грозному, который убил людей больше, чем чума. Всё в истории очень повторяется, потому что люди не выносят уроков из неё» — отметил Радзинский.

Радзинский пытается посмотреть на Сталина с театральной точки зрения как на актёра и режиссёра, который всю жизнь писал пьесу. Кровавую и неожиданную. Такой постановке многие режиссеры могут позавидовать, добавляет Радзинский. Зрители ждут — вот он конец этой пьесе! Но нет: она всего лишь приобретает новый поворот. 

«Актёр, играющий Ричарда в трагедии Шекспира, обязан любить Ричарда в тот момент, когда эту роль исполняет. Если вы не любите персонажа, то зачем вы за него берётесь? А полюбить значит понять. Но никак не простить. Понять, почему он действовал так. Первое время тиран со всеми ласков, всех обнимает, но постепенно поняв, что люди, которые способствовали его возвышению, его не одобряют, он вынужден будет их уничтожать. И будет делать это до тех пор, пока у него не останется ни друзей, ни врагов. О ком это? О Гитлере? О Сталине? Это цитата из Платона. Две с половиной тысячи лет назад это уже было банально. Вот он — основной урок истории». 

Авторский вечер Эдварда Радзинского — одно из четырёх мероприятий, посвященных премьере спектакля Валерия Фокина «Рождение Сталина». Сам же спектакль покажут 22 февраля на сцене Александринского театра. 

Автор:
Елизавета Золотова

Источник: nevnov.ru

Добавить комментарий